Держать большой штат обслуживающего персонала не каждому ресторану по силам и средствам и не всегда нужно. Но бывают разного рода ситуации, когда срочно нужна дополнительная обслуживающая сила. Куда и к кому обратиться за помощью, как заполучить квалифицированный персонал быстро, без проблем и по разумной цене? Какие возможные опасности и риски поджидают ресторатора при найме официантов «со стороны»? Плюсы и минусы временного найма?
Об этом и многом другом речь в сегодняшней статье от www.4banket.ru. Но обо всем по порядку.
Ситуации, провоцирующие временный найм персонала
Ресторан – сложный механизм, с большим количеством людей, обеспечивающих его слаженную работу. Время от времени, механизм дает сбой, и тогда нужно срочно закрывать образовавшуюся брешь в обслуживающем его персонале.
- Нехватка персонала по причине болезни, личных форс-мажоров.
- Большой заказ на крупное банкетное мероприятие – требуется дополнительная рабочая сила.
- Время отпусков, праздников, сезонного наплыва посетителей – обычными силами ресторан не справляется.
Где найти нужных сотрудников?
Вариант №1 – личные контакты.
Можно достать личный блокнот и обзвонить полезные контакты. В этом решении есть определенная логика и смысл: люди, телефоны которых хранятся в личном блокноте, – уже известные, проверенные. Их расценки также известны.
Но! Квалифицированные кадры без дела, обычно, не сидят и существует не очень большой шанс, что в нужное вам время они окажутся свободны и готовы поступить в ваше распоряжение. Пока вы их обзваниваете, тает драгоценный временной ресурс.
На заметку: расплата с кадрами по найму осуществляется, как правило, за наличный расчет, что не всегда удобно.
Вариант №2 – кейтеринговое агентство.
Стопроцентная гарантия получения профессионального персонала в нужном количестве, в назначенный день и час. Никого искать не нужно, все уже найдены и проверены на профпригодность. Медицинские книжки и прочие бумаги будут в наличии. Компания, предоставляющая персонал, также берет на себя решение возможных конфликтных ситуаций.
Но! Услуги профессиональных агентств стоят дороже найма официантов напрямую или найденных по объявлению.
Стоимость услуг официантов от кейтеринговых агентств, как правило, зависит от вида обслуживаемого мероприятия, количества гостей, сложности и продолжительности работы.
На заметку: есть два разных понятия, касающихся «заема» сотрудников у сторонней организации: аутстаффинг и аутсорсинг.
Аренда персонала на стороне – аутстаффинг. Сотрудники кадрового агентства юридически оформлены в штате определенной компании, согласно заключенному договору.
Аренда услуги, обязанности на стороне по торговому соглашению – аутсорсинг. Это может быть, например, временный управляющий персоналом. Сотрудники, нанятые путем аутсорсинга, не входят в штат ресторана. Они выполняют обязанности как наемные работники, что позволяет экономить ресторану на налоговых издержках.
Вариант №3 – студенческие отряды и общины HoReCa.
Это еще не профессионалы, но люди, стремящиеся ими стать, находящиеся в начале своей карьеры, работающие на послужной список. Они мотивированы, обучаемы, гибки и, что немаловажно, их услуги стоят не так дорого, как уже состоявшихся коллег-профи.
Вариант №4 – люди «с улицы».
Без рекомендаций, не проверенные, нанятые впопыхах и «на скорую руку», такие работники могут доставить больше хлопот, чем принести пользы.
«Кот в мешке» богат на сюрпризы. Известны случаи, когда в жаркий сезон наплыва посетителей, ресторатор нанимал человека «с улицы», а днем позже писал заявление в милицию по факту кражи в его заведении. Нанятый официант-новичок, покрутившись для видимости час в общем зале, затем исчезал в неизвестном направлении вместе с личными вещами сотрудников ресторана.
На заметку: стоит также учитывать психологический фактор. Любой новичок в уже сложившейся команде официантов – дополнительная нагрузка и стресс для тех, кому придется с ним работать – брать на себя часть его обязанностей, подстраховывать, ликвидировать оплошности неопытности.
Как обезопасить себя при разовом найме персонала?
Из вышесказанного очевиден простой вывод: хорошо дешево не бывает и быстро – не значит, выгодно.
Только качественный, квалифицированный персонал способен обеспечить высокий уровень обслуживания торжества, стать четким связующим звеном между гостями и кухней.
Найти таких быстро получится только через специализированные агентства по найму персонала.
Важно: обязательно заключение договора с кейтеринговым агентством. В нем должны быть четко прописаны обязанности обеих сторон.
При найме официанта «с улицы», в обязательном порядке, проверяются документы, делается ксерокопия паспорта. Желательно наличие сертификата об окончании профессиональных курсов или обучения ресторанному бизнесу. Еще лучше, если есть рекомендательные письма предыдущих работодателей.
www.4banket.ru советует: в случае обнаружения подлога или обмана, срочно избавляйтесь от такого сотрудника и обращайтесь в правоохранительные органы незамедлительно, при криминальном происшествии. Всегда больше шансов найти преступника по горячим следам.
Основные ошибки при найме персонала
- Отсутствие четких требований к будущему кандидату.
В выборе сотрудника нужно исходить от статуса и стиля заведения. Известны случаи, когда опытный официант модного кафе не приживался в другом, более статусном ресторане.
- Новый работник не всегда лучше старого.
Существует распространенное заблуждение рестораторов, что легче нанять нового сотрудника, чем переучивать старого, подтягивать слабого. Но, если посчитать, во сколько обходится оформление нового официанта по всем правилам трудового законодательства, выделение ему наставника, время на освоение обучающих материалов ресторана, то не такое уж это выгодное мероприятие получается.
- Хорошие кадры на дороге не валяются.
Они воспитываются. Некоторые рестораны практикуют принцип обучения официанта путем полного погружения новичка в рабочую стихию. Мол, выплывет, значит, молодец! Но практика показывает обратное. В заведениях, где внимательно и терпеливо растят кадры, доброжелательно обучают профессиональному мастерству, нет текучки. А клиенты всегда довольны!